Методические рекомендации
о реализации "Гаражной амнистии"

Подписывайтесь на наш телеграм-канал



Уважаемый пользователь!


На данном сайте осуществляется сбор и обработка персональных данных.



ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
(8452) 65-96-59




Уважаемые жители Фрунзенского района!
ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Вы можете обратиться в администрацию Фрунзенского района по адресу: г. Саратов,
ул. Дзержинского Ф.Э., 13/15, каб. 5, график приема: вторник, четверг с 10.00 до 12.00 и по телефону: 8 (8452) 67-02-63



 

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 


1. Ответственность за невыплату заработной платы пособий и иных установленных законом выплат.

 

В  статью 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая касается вопроса о возможности освобождения лица от уголовной ответственности за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат внесены изменения (Федеральный закон от 27.12.2018 № 533-ФЗ).

Частями 1 и 2 статьи 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность руководителя организации, работодателя - физического лица, руководителя филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат частично (в случае когда свыше трех месяцев подряд платежи осуществлялись в размере менее половины подлежащей выплате суммы) или их невыплата полностью.

С учетом изменений, лицо, впервые совершившее указанное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если в течении 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством РФ, и если в его действиях не содержится иного состава преступления (примечание к ст. 145.1 УК РФ).

 

 


2. Должно ли право представителя, в частности, на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, специально оговорено в доверенности?

 

Согласно Решению Верховного Суда РФ от 10.01.2019 N 81-ААД18-21, Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 2 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.

Анализ статей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.

При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 3 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.

Право представителя, в частности, на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно быть специально оговорено в доверенности.

Соответствующие разъяснения содержит пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5).

Данные положения направлены на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя. Такого вывода придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 января 2016 г. N 91-О.


3. Порядок и основания реабилитации жертв политических репрессий.

 

Вопросы, связанные с основаниями, порядком и последствиями реабилитации жертв политических репрессий урегулированы Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее – Закон).

Законом предусмотрено, что органы прокуратуры обладают полномочиями по реабилитации граждан, в рамках которых с привлечением органов государственной безопасности и внутренних дел устанавливают и проверяют все дела с неотмененными до вступления его в силу решениями судов и несудебных органов на лиц, подлежащих реабилитации. По результатам проверки органы прокуратуры составляют заключения и выдают справки о реабилитации заявителям.

Статьей 3 Закона определены категории лиц, подлежащих реабилитации. Так, подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были:

а) осуждены за государственные и иные преступления;

б) подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществлявших судебные функции;

в) подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод;

г) необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение;

д) необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям;

е) признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.

Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:

1) дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;

2) дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам (статья 1.1 Закона).

Действие Закона не распространяется на внуков и последующие поколения репрессированных лиц.

Статьей 2.1 Закона установлено, что пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруг (супруга), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

Заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессии, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте «в» статьи 3 указанного Закона, - в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных - в органы прокуратуры.

Реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом действующим законодательством.


4. Особенности правового статуса несовершеннолетнего на стадиях уголовного судопроизводства

 

Правовое положение несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве зависит от того, каким статусом они наделены в ходе процесса (подозреваемый, потерпевший, свидетель).

Характерной особенностью уголовно-процессуальной гарантии для несовершеннолетнего подозреваемого является тот факт, что с момента задержания ему в обязательном порядке предоставляется защитник, так как по ряду преступлений уголовная ответственность предусмотрена с 14 лет, а в таком возрасте несовершеннолетний не всегда может лично принимать какие-либо юридически значимые решения.

Несовершеннолетний подозреваемый, который задержан в установленном ст. 91 УПК РФ порядке, обязательно должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания и имеет такие же права, как и взрослый подозреваемый. При решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр родителей, опекунов или других засуживающих доверия лиц. О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

Вызов несовершеннолетнего к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей. При допросе потерпевших и свидетелей, имеющих возраст до 14 лет, а по усмотрению суда и в возрасте от 14 до 18 лет участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога. При необходимости для участия в допросе вышеуказанных лиц, а также всех несовершеннолетних в возрасте до 14 лет вызываются также их законные представители. Допрос несовершеннолетнего не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

Перед допросом потерпевшим и свидетелям, не достигшим возраста шестнадцати лет, разъясняется значение для уголовного дела полных и правдивых показаний. Об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний эти лица не предупреждаются.

В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда проведение допроса потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, возможно в отсутствие подсудимого.

Уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, может быть выделено в отдельное производство.

В ходе производства предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу в обязательном порядке устанавливаются  возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год его рождения, условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

По каждому уголовному делу в отношении несовершеннолетнего суд, постановляя приговор, обязан решить вопрос о возможности освобождения подсудимого от наказания либо его условного осуждения, либо назначения наказания, не связанного с лишением свободы.

Суд вправе прекратить уголовное дело о преступлении небольшой или средней тяжести с применением в отношении несовершеннолетнего принудительной меры воспитательного воздействия в случае установления возможности исправления его без применения уголовного наказания, а при рассмотрении уголовного дела о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК РФ (ч. 1 и ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 117, ч. 3 ст. 122, ч. 1 ст. 126, ч. 3 ст. 127, ч. 2 ст. 131ч. 2 ст. 132, ч. 4 ст. 158, ч. 2 ст. 161, ч. 1 и ч. 2 ст. 162, ч. 2 ст. 163, ч. 1 ст. 205.1, ст. 205.2, ч. 2 ст. 205.4, ч. 1 ст. 206, ч. 2 ст. 208 ч. 2 ст. 210, ч. 1 ст. 211, ч. 2 и ч. 3 ст. 223, ч. 1 и ч. 2 ст. 226, ч. 1 ст. 228.1, ч. 1 и ч. 2, ст. 229, ст. 360 УК РФ), постановив обвинительный приговор, вправе освободить осужденного от наказания и направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа наступления его совершеннолетия, но на срок не более трех лет.


5. До 1 января 2021 года установлен временный порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Постановлением  Правительства РФ от 27.02.2019 N 195 установлен временный порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки) и/или перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд. Лицензирование деятельности осуществляется Ространснадзором (его территориальными органами).

Определены в том числе:

- требования к соискателю лицензии (включая требования к предъявляемым для получения лицензии документам);

- требования к лицензиатам (в том числе к оснащению автобусов тахографами, к осуществлению их технического обслуживания);

- порядок включения сведений об автобусах лицензиата в реестр лицензий на лицензируемую деятельность, исключения таких сведений из реестра, а также дополнительные требования к порядку формирования реестра;

- порядок осуществления лицензионного контроля, в том числе периодичность проведения проверок лицензиатов в зависимости от присвоенной категории риска, а также критерии отнесения деятельности лицензиатов к категориям риска.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 N 280, регулирующее аналогичные правоотношения.

Постановление вступает в силу со дня вступления в силу пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами", за исключением отдельных положений.


6. Внесены изменения в списки прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен.

Постановлением Правительства РФ от 22.02.2019 № 182 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, включенные в список I, запрещены независимо от их концентрации.

В данных целях в новой редакции изложен раздел "Прекурсоры" списка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».

Из перечня запрещенных прекурсоров исключены отдельные позиции.

Вместе с тем, в таблицу I прекурсоров, оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля, включены новые позиции, в том числе «2-бром-1-фенилпентан-1-он», «1-фенилпентан-1-он», «2-Нитро-1-(2-фторфенил)проп-1-ен» и некоторые другие; в таблицу II прекурсоров, оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля, включена позиция «1-(4-метилфенил)пропан-1-он».

В постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2012 № 1020 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ,а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, для целей статей 228.3, 228.4 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» внесены изменения, которыми скорректированы крупные и особо крупные размеры прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ.

Постановление вступает в силу по истечении 120 дней после дня его официального опубликования.