Вопросы миграционной политики урегулированы законодательством Российской Федерации. Законом определен порядок въезда на территорию нашей страны и выезда из нее иностранных граждан, установлены основания их пребывания в Российской Федерации.
Практика показывает, что большинство иностранных граждан въезжает на территорию нашей страны с целью занятия трудовой деятельностью. Вместе
с тем, не исключены и иные причины как законного, так и незаконного въезда на территорию Российской Федерации, включая цели совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе террористического и экстремистского характера.
Вопросы привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан также урегулированы законодательством Российской Федерации. Эта процедура призвана исключить случаи незаконного нахождения на территории Российской Федерации в качестве трудовых мигрантов находящихся в международном розыске преступников, лиц, имеющих опасные заболевания и иных категорий граждан, пребывание которых на территории Российской Федерации является нежелательным.
Вместе с тем, некоторые недобросовестные предприниматели с целью извлечения путем ухода от уплаты налогов прибыли в особо крупном размере пытаются организовать незаконные въезд на территорию нашего государства иностранных граждан с последующим привлечением их к трудовой деятельности. За нарушение иностранными гражданами порядка въезда на территорию Российской Федерации, режима пребывания, незаконного осуществления ими трудовой деятельности предусмотрена административная ответственность по ст.ст. 18.8, 18.10, 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 322.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства. Максимальный срок наказания по части 1 данной статьи предусматривает до 5 лет лишения свободы. В случае, если это деяние совершено организованной группой либо с целью последующего совершения преступлений на территории Российской Федерации, уголовная ответственность наступает по части 2 и размер наказания увеличивается до 7 лет лишения свободы.
Не всегда данной категорией граждан соблюдаются правила въезда на территорию нашей области либо режима пребывания (проживания) в регионе, что не только влечет привлечение их к установленным видам ответственности, но и создает предпосылки для межнациональных конфликтов.
Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за нарушения требований в области миграционных отношений.
Статьями 18.8, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа для иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение:
- правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания);
- предоставление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов. Размер административного штрафа составляет от 2 до 5 тысяч рублей. Кроме того, возможно административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Ответственность за нарушение трудовой миграции установлена статьями 18.10 и ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ.
За нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства также несут ответственность приглашающая сторона или принимающая сторона, должностные лица юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства. За это правонарушение законом установлены более суровые санкции.
Для обеспечения соблюдения требований миграционного законодательства, недопущения противоправных действий органами контроля и надзора, правоохранительными органами принимаются меры по профилактике правонарушений в миграционной сфере.